"В тесноте, да не в обиде". Так гласит старая русская поговорка, которая, к сожалению, не применима к графическому рынку в целом и рынку игровой графики в частности. Игровая индустрия развивается день ото дня, количество потребителей растет, а следовательно, растет и спрос, который, в свою очередь, рождает предложение. И вот беда, несмотря на обилие предложений, все они, в основной массе, похожи друг на друга. Стандартный дизайн печатных плат, разработанный производителем графических чипов, те же игры в комплекте, да и сам комплект одной платы как две капли воды похож на другой... Скучно. Однако не спешите отчаиваться. Компания ASUS, как и некоторые другие гиганты отрасли, старается радовать своих поклонников оригинальными решениями. Сегодня мы рассмотрим один из таких продуктов - видеокарту ASUS EAH4850 Matrix.
Компания ASUS активно продвигает на рынок серию продуктов под торговой маркой Republic of Gamers, созданную специально для энтузиастов и компьютерных игроков. В эту серию входят не только материнские платы, но и видеокарты, обладающие особым функционалом, а также лучшим разгонным потенциалом. Видеокарты, в названии которых присутствует слово Matrix - особая линейка, в которую, на сегодняшний день, входят следующие продукты:
- ASUS EN9600GT MATRIX/HTDI/512M (GeForce 9600GT);
- ASUS EN9800GT MATRIX/HTDI/512M (GeForce 9800GT);
- ASUS EAH4850 MATRIX/HTDI/512M (Radeon HD4850);
- ASUS EAH4870 MATRIX/HTDI/512MD5 (Radeon HD4870).
Что же такое особенное отличает эти решения от прочих аналогов? Пожалуй, помимо очевидного внешнего отличия в виде нестандартной системы охлаждения и иного дизайна PCB (о чем мы поговорим позже), основной особенностью видеокарт Matrix является специальный аппаратно-программный комплекс, включающий в себя микросхему Super Hybrid Engine и фирменную утилиту ASUS iTracker. Благодаря наличию этого комплекса, пользователь получает практически полный контроль над своей видеокартой. Программа ASUS iTracker предоставляет инструменты для мониторинга напряжений, температур, с возможностью установки предупреждений о достижении критических значений, ручной настройки тактовых частот и напряжений на графическом ядре и памяти (!) и т.д. Приступим к более детальному изучению видеокарты ASUS EAH 4850 Matrix.
![box-front_s.jpg](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123551.jpg)
Видеокарта упакована в стильную черную коробку, на лицевой стороне которой изображена сама плата EAH4850 в виде части меча. Прямой намек на то, что продукт внутри коробки является настоящим оружием в руках энтузиаста.
![box-opened_s.jpg](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123555.jpg)
Лицевая часть коробки открывается как книга. На развороте содержится информация о ключевых особенностях Super Hybrid Engine и ASUS iTracker.
![box-back_s.jpg](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123549.jpg)
Обратная сторона упаковки несет на себе информацию о ключевых особенностях Radeon HD4850, а также системные требования и описание ряда программных решений ASUS.
Внутри коробки два яруса. Первый - набор аксессуаров, собранный в отдельную упаковку из плотного черного картона, с золотистым логотипом ASUS.
![box-of-cabels_s.jpg](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123553.jpg)
![cabels_s.jpg](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123557.jpg)
В комплекте есть необходимый минимум аксессуаров. Два переходника с DVI на HDMI, переходник питания и кабель S-VIDEO -> RGB. Немного удивляет отсутствие переходника с DVI на VGA, впрочем, почти все современные модели мониторов оснащены DVI-входами.
Комплект
Бумажная часть состоит из инструкции по быстрой установке видеокарты в системный блок, а также брошюры с описанием функций программы ASUS iTracker. Кроме того, в комплекте мы обнаружили два диска, первый содержит драйверы и набор фирменных утилит ASUS, второй заполнен электронными версиями документации к видеокарте на разных языках.
Сама видеокарта упакована в антистатический пакет и аккуратно уложена в отсек из мягкого полимерного материала, который защищает ее от возможных повреждений при транспортировке.
![in-the-box_s.jpg](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123567.jpg)
Наконец, сам объект нашего внимания. Видеокарта ASUS EAH 4850 Matrix.
![Card-persp_s.jpg](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123561.jpg)
![card-back_s.jpg](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123559.jpg)
Единый стиль наблюдается во всем, от упаковки до дизайна самого устройства, все продумано до мелочей. Расцветка системы охлаждения прекрасно гармонирует с цветом PCB.
![pafos_s.jpg](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123572.jpg)
В центре турбины красуется логотип Republic of Gamers, еще раз подчеркивающий принадлежность платы к игровой серии.
![Cooler_s.jpg](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123563.jpg)
![Cooler2_s.jpg](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123565.jpg)
Медная подошва системы охлаждения плотно прилегает к GPU и посредством трех тепловых трубок передает тепло на радиатор. Нагнетаемый турбиной поток воздуха проходит через пластины радиатора и выводится за пределы корпуса в случае, если турбина работает на высоких оборотах. Если скорость турбины невелика, нагретый воздух рассеивается внутри корпуса.
![PCB_s.jpg](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123574.jpg)
![VRM_s.jpg](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123576.jpg)
Разработанный инженерами ASUS дизайн PCB, а также модифицированная система питания дают надежду на хороший разгонный потенциал видеокарты.
ASUS iTracker
Для корректной работы ASUS iTracker нужно, чтобы в системе был установлен Microsoft Framework, в противном случае программа не запустится. Рядовому пользователю или заядлому игроку это вряд ли принесет неудобства, а вот профессиональным бенчерам такое требование со стороны iTracker может показаться неуместным, так как операционная система должна содержать минимум дополнительных приложений, влияющих на итоговую производительность.
![iTracker.jpg](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123568.jpg)
После запуска утилиты перед пользователем предстанет стильный и простой для понимания графический интерфейс, разобраться в котором не составит труда. Основной интерес, безусловно, вызывает раздел Profile, в котором пользователь может выбирать как подготовленные производителем профили, так и создать свой собственный. Настройка тактовых частот и напряжений для 2D- и 3D-режимов производится отдельно. В таблице представлены значения частот и напряжений для всех стандартных профилей EAH 4850 Matrix.
Параметры | Режим Optimized | Режим Gaming | Режим Default | Режим Power Saving |
Частота GPU в 2D, МГц | 400 | 625 | 625 | 400 |
Напряжение GPU в 2D, В | 1,22 | 1,245 | 1,245 | 1,22 |
Частота памяти в 2D, МГц | 1000 | 1986 | 1986 | 1000 |
Напряжение памяти в 2D, В | 1,979 | 1,979 | 1,979 | 1,979 |
Частота GPU в 3D, МГц | 660 | 660 | 625 | 625 |
Напряжение GPU в 3D, В | 1,27 | 1,27 | 1,245 | 1,245 |
Частота памяти в 3D, МГц | 1986 | 1986 | 1986 | 1986 |
Напряжение памяти в 3D, В | 2,08 | 2,08 | 1,979 | 1,979 |
Если по каким-то причинам вас не устраивают готовые профили, вы всегда можете создать свой собственный. Более того, программа в состоянии запомнить три уникально названных пользовательских пресета, каждый со своими значениями частот, напряжений, а также настройками работы системы охлаждения.
В том случае, если вы хотите провести еще более глубокий ручной тюнинг, в частности, повысить напряжение на GPU выше, чем это позволяет интерфейс программы, добро пожаловать в реестр Windows. Раздел [HKEY_LOCAL_MACHINESOFTWAREASUSiTrackerSetting] (для Windows x86) и [HKEY_LOCAL_MACHINESOFTWAREWOW6432NodeASUSiTrackerSetting].
![iTracker-куп_s.jpg](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123570.jpg)
Здесь вам будут доступны все те же возможности, что и через GUI iTracker, разве только ручной работы будет больше. Напряжение выставляется в шестнадцатеричном/десятичном формате, без дробной части, например: 000005a0 = 1440 = 1,44 V.
Итогом наших манипуляций с программой iTracker и модификацией некоторых ключей реестра явилась частотная формула 800/2142 (800 МГц ядро и 2142 МГц память) При таких значениях частот видеокарта проходила все тестовые пакеты, а также смогла выдержать 10-минутный стресс-тест FurMark в режиме экстремальной загрузки с включенным 8xAA. Говоря откровенно, от памяти мы ожидали большей итоговой частоты, однако дальнейший рост приводил к появлению артефактов или зависанию системы.
В результате работы с iTracker, были выявлены некоторые странности. Например, с максимальным напряжением в 1,34 В и частоте 800 МГц на GPU EAH 4850 Matrix не могла нормально пройти тест в World in Conflict с включенным сглаживанием и фильтрацией, но при ручной установке через реестр напряжения GPU, равного 1,44 В, тест проходил без каких-либо проблем, однако в разделе мониторинга iTracker значение напряжения в 3D-режиме по-прежнему было равным 1,34 В. Также нужно помнить, что как только через графический интерфейс изменяется один из стандартных профилей или пользовательский профиль, все значения напряжений, установленных вами в реестре, будут заменены.
После ознакомления с аппаратными и программными особенностями ASUS EAH4850 Matrix, переходим к непосредственному тестированию видеокарты.
В качестве тестового стенда использовалась следующая конфигурация:
Центральный процессор | Intel Core i7 920 @ 4.0GHz (200x20) |
Система охлаждения | ProModz Cooled Silence Extreme Package |
Материнская плата | ASUS P6T Deluxe Palm OS Edition |
Оперативная память | DDR3 OCZ Platinum 3x 2GB @ 1600MHz @ 7-7-7-24 |
Блок питания | IKONIK Vulcan 1200Вт |
Жесткий диск | Western Digital Raptor 36GB + Seagate 160Gb |
Корпус | IKONIK RA 10X SIM |
Операционная система | Windows Vista Home Basic x64 SP1 |
Версия драйверов для карт NVIDIA/AMD | ForceWare 182.50 WHQL /Catalyst 9.4 |
Список тестовых пакетов и режимы тестирования
Тестовый пакет |
Режим тестирования
|
3DMark Vantage | Perfomance, High, Extreme. Для видеокарт NVIDIA технология PhysX - выключена. |
CRYSIS версия 1.2.1 | DX10 / VeryHigh /1280x1024,1600x1200,1920x1200 / noAA, noAF Для видеокарт NVIDIA технология PhysX - выключена. |
FarCry 2 Benchmark | DX10 / VeryHigh /1280x1024,1600x1200,1920x1200 / noAA, noAF Для видеокарт NVIDIA технология PhysX - выключена. |
HAWX встроенный Benchmark | DX10 для карт NVIDIA и DX10.1 для карт AMD/ All High /1280x1024,1600x1200,1920x1200 / noAA, noAF Для видеокарт NVIDIA технология PhysX - выключена. |
Call of Juarez DirectX10 Benchmark | DX10 / Max Detail /1280x1024,1600x1200,1920x1200 / noAA, noAF Для видеокарт NVIDIA технология PhysX - выключена. |
World in Conflict | DX10 / все графические опции установлены вручную в режиме максимального качества /1280x1024,1600x1200,1920x1200 / noAA, noAF Для видеокарт NVIDIA технология PhysX - выключена. |
Unique Tropics DirectX10 Benchmark | DX10 / High Detail /1280x1024,1600x1200,1920x1200 / noAA, noAF Для видеокарт NVIDIA технология PhysX - выключена. |
Замеры температуры
Учитывая, что при работе с ASUS EAH4850 Matrix пользователь может управлять профилями, мы протестировали видеокарту с различными значениями частот, предлагаемых производителем, кроме того, замеряли температуру в режиме ручного разгона.
![1-Рабочийстол.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123612.png)
![2-FarCry2(DX10,1600x1200,4xAA1.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123613.png)
При таких показателях температуры карта работает довольно тихо, система охлаждения 4850 Matrix держится молодцом.
![3-FURMARKStabilityTestExtremel.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123614.png)
Экстремальный прогрев карты "шерстяным бубликом" заставил систему охлаждения напрячься. Во-первых, при такой нагрузке кулер работал на максимальных оборотах, что не лучшим образом сказалось на уровне шума, тем не менее, надо признать, что особого дискомфорта этот шум не вызывает. А вот температура весьма настораживает, особенно при разгоне ядра и поднятии напряжения. Если вы планируете постоянно эксплуатировать видеокарту EAH4850 Matrix с максимальным разгоном и повышенным напряжением, мы настоятельно рекомендуем заменить систему охлаждения на еще более эффективную.
Тестирование в режиме NO AA/AF
![1-3DMarkVantagePerformance.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123579.png)
![2-3DMarkVantageHigh.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123580.png)
![3-3DMarkVantageExtreme.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123581.png)
В разрешении 1280x1024 3DMark Vantage не сильно реагирует на разгон, однако с ростом качества картинки ситуация меняется, в режиме Extreme отрыв разогнанной HD4850 в исполнении ASUS заметно увеличивается.
![4-UniqueTropicsDX10(1280x1024,.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123582.png)
Разгон ASUS EAH4850 Matrix принес неплохие плоды даже в невысоком, по сегодняшним меркам, разрешении. Отрыв от ближайшего конкурента в лице GeForce GTS 250 составляет чуть более 200 баллов, что для Unique Tropics весьма неплохо. При номинальных значениях тактовых частот GeForce GTS 250 опережает неразогнанную ASUS EAH4850 на 50 баллов.
![5-UniqueTropicsDX10(1600x1200,.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123583.png)
![6-UniqueTropicsDX10(1920x1200,.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123584.png)
C ростом разрешения HD 4850 Matrix и GeForce GTS 250 поменялись местами. Теперь в лидерах ASUS EAH 4850 Matrix.
![9-Crysis1211280x1024(DX10VeryH.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123587.png)
GeForce GTS 250 держится примерно на равных с ASUS HD4850, разница в показателях скорости весьма условна, и даже разгон не может кардинально поменять ситуацию, хотя делает отрыв более осязаемым.
![21-Crysis1211600x1200(DX10VeryH.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123596.png)
![7-Crysis1211920x1200(DX10VeryH.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123585.png)
При переходе к высоким разрешениям, отрыв неразогнанной HD4850 Matrix от GTS 250 фактически никак не проявляется, оба бойца показывают равные результаты, разницу в 2 fps можно считать погрешностью. Однако серьезный разгон позволяет EAH4850 Matrix вырваться в лидеры, причем разница очевидна.
![8-WorldinConflict1280x1024(DX1.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123586.png)
![10-WorldinConflict1600x1200(DX1.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123588.png)
![11-WorldinConflict1920x1200(DX1.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123589.png)
В игре World in Conflict общая тенденция сохраняется. Низкое разрешение не выявляет явного лидера, хотя и демонстрирует некий перевес в сторону NVIDIA GTS 250, который с ростом нагрузки становится более заметным. Восстановить примерный паритет решению ASUS удается лишь благодаря существенному разгону.
![12-FarCry21280x1024(DX10UltraHi.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123590.png)
![13-FarCry21600x1200(DX10UltraHi.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123591.png)
![14-FarCry21920x1200(DX10UltraHi.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123592.png)
"Африканский" шутер FarCry2 вторит всем предыдущим тестам. Вновь мы видим вялую борьбу в разрешении 1280x1024 и хоть какое-то конкурентное движение в 1600x1200 и 1920x1200. В целом, видно, что минимальный FPS выше на GTS 250, чем на HD 4850, а средний, наоборот, выше на HD 4850. После разгона ASUS EAH 4850 Matrix компенсирует разницу в показателях минимального FPS и увеличивает отрыв в среднем значении.
![15-HAWXDX10(1280x1024,noAAAF).png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123617.png)
![16-HAWXDX10(1600x1200,noAAAF).png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123618.png)
![17-HAWXDX10(1920x1200,noAAAF).png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123619.png)
В тесте HAWX преимущество на стороне GeForce GTS250, правда, до тех пор, пока решение конкурента не разогнано. Именно разгон позволяет EAH 4850 Matrix обойти ускоритель противника, однако разница в результатах не так уж велика.
![18-CallofJuarez1280x1024(DX10Ve.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123593.png)
![19-CallofJuarez1600x1200(DX10Ve.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123594.png)
![20-CallofJuarez1920x1200(DX10Ve.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123595.png)
Комфортно поиграть в Call of Juarez с максимальными настройками качества получится только в разрешении 1280x1024, причем, в качестве графической основы для любителей этого вестерна, пожалуй, лучше выбрать видеокарту на чипе AMD. Вне зависимости от разрешения, преимущество на стороне ASUS EAH 4850, как в номинале, так и после разгона.
Тестирование в режиме 4AA/16AF
Посмотрим, на что способна EAH 4850 Matrix после включения полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации.
![22-UniqueTropicsDX10(1280x1024,.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123597.png)
![23-UniqueTropicsDX10(1600x1200,.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123598.png)
![24-UniqueTropicsDX10(1920x1200,.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123599.png)
Абсолютные значения производительности в Unique Tropics, безусловно, стали меньше, при этом, расстановка сил не изменилась. В лидерах - ASUS EAH 4850 Matrix.
![27-Crysis1211280x1024(DX10VeryH.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123602.png)
![39-Crysis1211600x1200(DX10VeryH.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123611.png)
![25-Crysis1211920x1200(DX10VeryH.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123600.png)
Движок Crysis всей своей мощью обрушился на участников тестирования. Полноэкранное сглаживание и анизотропная фильтрация понизили скоростные показатели до абсолютно неприемлемого уровня, даже существенный разгон не принес прибавки в скорости.
![26-WorldinConflict1280x1024(DX1.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123601.png)
![28-WorldinConflict1600x1200(DX1.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123603.png)
![29-WorldinConflict1920x1200(DX1.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123604.png)
В борьбе с за лидерство в World in Conflict EAH Radeon 4850 Matrix немного отстал от GTS 250, и лишь разгон исправляет ситуацию к лучшему, заставляя побеспокоиться "зеленый" лагерь.
![30-FarCry21280x1024(DX10UltraHi.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123605.png)
![32-FarCry21920x1200(DX10UltraHi.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123607.png)
![32-FarCry21920x1200(DX10UltraHi.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123607.png)
Активация тяжелых графических настроек нанесла ощутимый удар по представителям обоих лагерей, однако GTS 250 от NVIDIA в этой схватке выглядит несколько уверенней, даже в сравнении с разогнанной EAH 4850 Matrix.
![33-HAWXDX10(1280x1024,4xAA16xAF.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123620.png)
В этом режиме даже у 9800GT хватило силенок противостоять 4850 Matrix. Посмотрим, изменится ли картина с ростом разрешения.
![34-HAWXDX10(1600x1200,4xAA16xAF.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123621.png)
![35-HAWXDX10(1920x1200,4xAA16xAF.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123622.png)
Лидерство NVIDIA GTS 250 в этом тесте оспаривает только ASUS EAH 4850 Matrix, который немного обходит калифорнийца.
![36-CallofJuarez1280x1024(DX10Ve.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123608.png)
![37-CallofJuarez1600x1200(DX10Ve.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123609.png)
![38-CallofJuarez1920x1200(DX10Ve.png](http://www.3dnews.ru/_imgdata/img/2009/05/13/123610.png)
Тяжелые графические режимы лишь понизили абсолютные значения fps, но положения участников не изменились.
Заключение
Довольно давно в нашей тестовой лаборатории не было столь оригинального продукта, как ASUS EAH 4850 Matrix. Очевидно, что при разработке видеокарт для энтузиастов и компьютерных игроков, компания ASUS отбросила формальности и решила подойти к созданию графического ускорителя творчески. Продуманный, гармоничный дизайн и серьезная аппаратно-программная база выделяют этот продукт из серой массы похожих друг на друга решений. Правда, общее впечатление слегка омрачили некоторые недоработки программного обеспечения, а также невысокий разгонный потенциал памяти, хотя, возможно, нам достался не самый удачный экземпляр.