И она появилась. Nikon D3000 – новая зеркальная камера с 10-мегапиксельной матрицей, большим трехдюймовым монитором разрешения 230000 точек, процессором EXPEED и с возможностью съемки в формате RAW. Система автофокуса имеет 11 точек – пожалуй, это одна из самых впечатляющих строк в спецификации модели D3000 зеркалки.
Основной идей разработчиков при создании D3000 было желание сделать процесс фотографирования максимально простым. Вместо того чтобы напичкать зеркалку начального уровня навороченными функциями, которые большинство пользователей ее целевой аудитории никогда использовать не будут, разработчики сосредоточили усилия на привлечении нынешних пользователей цифрокомпактов и камерофонов, чтобы они смогли без проблем перейти на зеркалку и с минимумом напряжения получать более качественные снимки.
КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
На это работает и неперегруженность функциями, и сходные с цифрокомпактами принципы управления, и мощная система экранных подсказок, и специальный режим GUIDE (Гид) – в котором камера спрашивает, какой снимок вы хотели бы сделать, после чего автоматически настраивает камеру для получения лучшего результата.
Дизайн и органы управления
Хоть D3000 и самая младшая модель зеркалок Nikon, качество изготовления – на уровне, достойном это известного бренда. Пластик прочный, нигде никакой расхлябанности, все кнопки и диски работают четко.
В руке D3000 лежит неплохо, хотя для мужской руки с длинными пальцами несколько маловат. Если поработать с аппаратом несколько часов, кисть правой руки начинает уставать.
Между рукояткой и объективом расположена белая лампа. Она служит и для подсветки автофокуса, и для индикации включения таймера автоспуска, а также для уменьшения эффекта «красных глаз» (включается на короткое время непосредственно перед снимком). Под фирменной красной галочкой Nikon’а находится окошечко приемника дистанционного управления.
Рычажок включения питания расположен соосно с кнопкой спуска затвора. Поэтому, если камера выключена и висит на ремне, включить ее можно быстро и не глядя. Схватил, указательный палец сразу попал на рычажок включения... пока поднес к глазу видоискатель, камера уже и включилась.
Резиновый наглазник, обрамляющий окуляр видоискателя, выступает довольно слабо, так что нос норовит упереться в заднюю панель и в монитор. Сам же видоискатель достаточно большой и светлый, обеспечивает достаточно комфортную работу, в том числе при ручной фокусировке. Кстати говоря, в меню можно включить «электронный дальномер», и тогда шкала экспокоррекции в нижней части видоискателя превращается в шкалу расстояний – тебе наглядно показывают, насколько твое положение ручной фокусировки отличается от «правильного» с точки зрения камеры.
Хотя D3000 ориентирован на начинающих пользователей, возможно, переходящих на зеркалку с компактного фотоаппарата, режима «живого вида» (Live View) у нет. Так что во время съемки компоновать кадр можно исключительно с помощью оптического видоискателя.
Честно говоря, решение несколько спорное, особенно сейчас, когда режим живого вида вошел в моду, и им оснащаются очень многие зеркальные модели. И все же переживать об его отсутствии не стоит, первостепенной важности в его наличии нет – ведь еще несколько лет назад такой функции не было ни в одной из зеркалок, и ничего – обходились, даже и не думали об этом. В конце концов, если отсутствие «живого вида» позволило удешевить камеру, то это вполне обоснованный подход.
Поскольку нет функции «живого вида», то и монитор у D3000 сделан, разумеется, неповоротным.
Кнопок на задней панели довольно мало – по-видимому, в контексте все той же идеи «чтобы камера была простой». Поэтому, чтобы настроить даже базовые параметры, вроде баланса белого или чувствительности ISO, приходится либо включать INFO-меню на экране, либо погружаться в основное камерное меню. Правда, есть программируемая кнопка Fn, на которую можно назначить часто используемую функцию, но такая кнопка лишь одна.
Сверху имеется кнопка фиксации экспозамера и/или автофокуса AE/AF, и это хорошо. Новичок вряд ли может себе представить, насколько она полезна, но ничего, со временем разберется.
На четыре кнопки навипада никакие функции (например, режимы экспозамера, баланс белого, таймер автоспуска, ISO) не назначены. Однако эти кнопки не всегда бездействуют – они используются при передвижении по экранному меню, при работе с внутрикамерным меню, для выбора точки автофокуса и т.д.
Внизу расположена кнопка Удаления. Чтобы стереть снимок, нажать ее нужно дважды, поскольку камера сначала запрашивает подтверждение (как и всегда и везде в подобных случаях – вернее, почти всегда). На мой взгляд, повторное нажатие той же кнопкой – неудачная идея. Если уж хотите предохранить снимки от случайного удаления, то подтверждающее нажатие должно делаться другой (или даже другими) кнопками, а не повторным нажатием той же самой кнопки.
Режимы и функции
Режимы съемки переключаются поворотом диска, что на верхней панели.
Конечно, есть группа режимов PASM, обязательная в любой зеркальной камере:
Программный автомат P. Камера подбирает выдержку и диафрагму для оптимальной экспозиции.
Приоритет диафрагмы A. Ты устанавливаешь диафрагму, камера определяет выдержку.
Приоритет выдержки S. Ты задаешь выдержку, камера подбирает диафрагму.
Ручной M. Здесь ты сам определяешь и выдержку, и дифрагму.
В автоматическом, «однокнопочном», режиме Авто практически все параметры определяются камерой в соответствии с текущей ситуацией. Вспышка выпрыгивает и срабатывает автоматически, если объект плохо освещен. Набор доступных параметров в этом режиме ограничен.
Большое удобство, в первую очередь для начинающих пользователей, предоставляют сюжетные программы. Здесь их семь, и все размещены отдельными положениями на диске режимов: Портрет, Пейзаж, Дети, Спорт, Макро, Ночной портрет и Без вспышки. Положения SCENE, дающего доступ к дополнительному набору сюжетных программ (как у D5000) на диске режимов нет. Вместо него имеется режим GUIDE.
Что ж, если начинающий фотограф будет не просто использовать D3000 как однокнопочную мыльницу (хотя при желании можно работать и так, на полном автомате), а постарается вникнуть в суть разнообразных настроек – режим GUIDE поможет ему сделать первый шаг в этом направлении. Универсальным учебником он, конечно, не станет – объем все же невелик, рассматриваются совершенно базовые вещи, которые являются необходимым минимумом для творческого подхода к фотографированию, но отнюдь не достаточным.
Качество снимков
Снимки отличные, автоматика работает четко. Очень хорошо показал себя и нормальный фикс-объектив AF-S NIKKOR 35/1.8 G, с которым мы тестировали камеру. Его высокая светосила позволяет делать качественной снимки при невысокой освещенности, а также достаточно сильно размывать задний план. Правда, на самых открытых диафрагмах резкость его невысока (что довольно типично для объективов такого типа), но уже начиная с F/2.8 картинка очень четкая и качественная.
В камере не производится программная коррекции хроматических аберраций (в отличие от старших моделей), так что найти их на снимках можно, хотя в допустимых количествах.
Отдельно хочется сказать о снимках с использованием сюжетных программ. Обычно включение сюжетных программ является самым безопасным методом съемки, и его можно смело рекомендовать начинающим фотографам. Здесь же, например, в сюжете Пейзаж коррекция снимков, на мой взгляд, получается слишком сильной – сверхнасыщенные цвета (чуть ли не кислотные), излишне высокий контраст (который даже порой приходится исправлять функцией D-Lighting).
Возможно, во многих случаях снимки в сюжете Пейзаж получатся эффектными и привлекательными, однако не всегда; зачастую эффект реализуется с явным перебором. То есть, в данном случае программный автомат Р дает более «безопасный» результат, а сюжетные программы нужно использовать осознанно и с осторожностью – что, вообще-то, противоречит самой идее их существования.
Выводы и оценки
Многие моменты Nikon'а D5000, которые мы отмечали как минусы, были связаны с его же плюсами (наличием видеосъемки, поворотным монитором, режимом живого вида). Поскольку у D3000 всего этого нет – возникает парадоксальная ситуация, что у него нет и сопутствующих минусов. А по базовой фотофункциональности придираться особо не к чему.
Кроме того, все познается в сравнении. Многие недостатки D3000 проявляются не сами по себе, а именно по отношению к D5000. И вовсе не обязательно они будут минусами в сравнении с младшими зеркалками других производителей (например, отсутствие коррекции ХА или скорость серийной съемки).
Плюсы
Минусы
Вопрос, который мне часто задают – "есть ли смысл перейти на эту модель с моего нынешнего аппарата?" Применительно к Nikon D3000 я бы ответил так.
Не думаю, что нынешним пользователям Nikon D40/D60 стоит апгрейдиться до D3000. Если уж им не хватает уровня D40/D60, если они чувствуют, что возможности фотоаппарата стали сдерживать их рост – тогда надо рассматривать D5000, как минимум. Если уж апгрейдиться, то повыше.
Для всех же остальных, впервые приходящих в «зеркальный мир», Nikon D3000 – хорошая стартовая ступенька.
Основной идей разработчиков при создании D3000 было желание сделать процесс фотографирования максимально простым. Вместо того чтобы напичкать зеркалку начального уровня навороченными функциями, которые большинство пользователей ее целевой аудитории никогда использовать не будут, разработчики сосредоточили усилия на привлечении нынешних пользователей цифрокомпактов и камерофонов, чтобы они смогли без проблем перейти на зеркалку и с минимумом напряжения получать более качественные снимки.
КРАТКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
На это работает и неперегруженность функциями, и сходные с цифрокомпактами принципы управления, и мощная система экранных подсказок, и специальный режим GUIDE (Гид) – в котором камера спрашивает, какой снимок вы хотели бы сделать, после чего автоматически настраивает камеру для получения лучшего результата.
Дизайн и органы управления
Хоть D3000 и самая младшая модель зеркалок Nikon, качество изготовления – на уровне, достойном это известного бренда. Пластик прочный, нигде никакой расхлябанности, все кнопки и диски работают четко.
В руке D3000 лежит неплохо, хотя для мужской руки с длинными пальцами несколько маловат. Если поработать с аппаратом несколько часов, кисть правой руки начинает уставать.
Между рукояткой и объективом расположена белая лампа. Она служит и для подсветки автофокуса, и для индикации включения таймера автоспуска, а также для уменьшения эффекта «красных глаз» (включается на короткое время непосредственно перед снимком). Под фирменной красной галочкой Nikon’а находится окошечко приемника дистанционного управления.
Рычажок включения питания расположен соосно с кнопкой спуска затвора. Поэтому, если камера выключена и висит на ремне, включить ее можно быстро и не глядя. Схватил, указательный палец сразу попал на рычажок включения... пока поднес к глазу видоискатель, камера уже и включилась.
Резиновый наглазник, обрамляющий окуляр видоискателя, выступает довольно слабо, так что нос норовит упереться в заднюю панель и в монитор. Сам же видоискатель достаточно большой и светлый, обеспечивает достаточно комфортную работу, в том числе при ручной фокусировке. Кстати говоря, в меню можно включить «электронный дальномер», и тогда шкала экспокоррекции в нижней части видоискателя превращается в шкалу расстояний – тебе наглядно показывают, насколько твое положение ручной фокусировки отличается от «правильного» с точки зрения камеры.
Хотя D3000 ориентирован на начинающих пользователей, возможно, переходящих на зеркалку с компактного фотоаппарата, режима «живого вида» (Live View) у нет. Так что во время съемки компоновать кадр можно исключительно с помощью оптического видоискателя.
Честно говоря, решение несколько спорное, особенно сейчас, когда режим живого вида вошел в моду, и им оснащаются очень многие зеркальные модели. И все же переживать об его отсутствии не стоит, первостепенной важности в его наличии нет – ведь еще несколько лет назад такой функции не было ни в одной из зеркалок, и ничего – обходились, даже и не думали об этом. В конце концов, если отсутствие «живого вида» позволило удешевить камеру, то это вполне обоснованный подход.
Поскольку нет функции «живого вида», то и монитор у D3000 сделан, разумеется, неповоротным.
Кнопок на задней панели довольно мало – по-видимому, в контексте все той же идеи «чтобы камера была простой». Поэтому, чтобы настроить даже базовые параметры, вроде баланса белого или чувствительности ISO, приходится либо включать INFO-меню на экране, либо погружаться в основное камерное меню. Правда, есть программируемая кнопка Fn, на которую можно назначить часто используемую функцию, но такая кнопка лишь одна.
Сверху имеется кнопка фиксации экспозамера и/или автофокуса AE/AF, и это хорошо. Новичок вряд ли может себе представить, насколько она полезна, но ничего, со временем разберется.
На четыре кнопки навипада никакие функции (например, режимы экспозамера, баланс белого, таймер автоспуска, ISO) не назначены. Однако эти кнопки не всегда бездействуют – они используются при передвижении по экранному меню, при работе с внутрикамерным меню, для выбора точки автофокуса и т.д.
Внизу расположена кнопка Удаления. Чтобы стереть снимок, нажать ее нужно дважды, поскольку камера сначала запрашивает подтверждение (как и всегда и везде в подобных случаях – вернее, почти всегда). На мой взгляд, повторное нажатие той же кнопкой – неудачная идея. Если уж хотите предохранить снимки от случайного удаления, то подтверждающее нажатие должно делаться другой (или даже другими) кнопками, а не повторным нажатием той же самой кнопки.
Режимы и функции
Режимы съемки переключаются поворотом диска, что на верхней панели.
Конечно, есть группа режимов PASM, обязательная в любой зеркальной камере:
Программный автомат P. Камера подбирает выдержку и диафрагму для оптимальной экспозиции.
Приоритет диафрагмы A. Ты устанавливаешь диафрагму, камера определяет выдержку.
Приоритет выдержки S. Ты задаешь выдержку, камера подбирает диафрагму.
Ручной M. Здесь ты сам определяешь и выдержку, и дифрагму.
В автоматическом, «однокнопочном», режиме Авто практически все параметры определяются камерой в соответствии с текущей ситуацией. Вспышка выпрыгивает и срабатывает автоматически, если объект плохо освещен. Набор доступных параметров в этом режиме ограничен.
Большое удобство, в первую очередь для начинающих пользователей, предоставляют сюжетные программы. Здесь их семь, и все размещены отдельными положениями на диске режимов: Портрет, Пейзаж, Дети, Спорт, Макро, Ночной портрет и Без вспышки. Положения SCENE, дающего доступ к дополнительному набору сюжетных программ (как у D5000) на диске режимов нет. Вместо него имеется режим GUIDE.
Что ж, если начинающий фотограф будет не просто использовать D3000 как однокнопочную мыльницу (хотя при желании можно работать и так, на полном автомате), а постарается вникнуть в суть разнообразных настроек – режим GUIDE поможет ему сделать первый шаг в этом направлении. Универсальным учебником он, конечно, не станет – объем все же невелик, рассматриваются совершенно базовые вещи, которые являются необходимым минимумом для творческого подхода к фотографированию, но отнюдь не достаточным.
Качество снимков
Снимки отличные, автоматика работает четко. Очень хорошо показал себя и нормальный фикс-объектив AF-S NIKKOR 35/1.8 G, с которым мы тестировали камеру. Его высокая светосила позволяет делать качественной снимки при невысокой освещенности, а также достаточно сильно размывать задний план. Правда, на самых открытых диафрагмах резкость его невысока (что довольно типично для объективов такого типа), но уже начиная с F/2.8 картинка очень четкая и качественная.
В камере не производится программная коррекции хроматических аберраций (в отличие от старших моделей), так что найти их на снимках можно, хотя в допустимых количествах.
Отдельно хочется сказать о снимках с использованием сюжетных программ. Обычно включение сюжетных программ является самым безопасным методом съемки, и его можно смело рекомендовать начинающим фотографам. Здесь же, например, в сюжете Пейзаж коррекция снимков, на мой взгляд, получается слишком сильной – сверхнасыщенные цвета (чуть ли не кислотные), излишне высокий контраст (который даже порой приходится исправлять функцией D-Lighting).
Возможно, во многих случаях снимки в сюжете Пейзаж получатся эффектными и привлекательными, однако не всегда; зачастую эффект реализуется с явным перебором. То есть, в данном случае программный автомат Р дает более «безопасный» результат, а сюжетные программы нужно использовать осознанно и с осторожностью – что, вообще-то, противоречит самой идее их существования.
Выводы и оценки
Многие моменты Nikon'а D5000, которые мы отмечали как минусы, были связаны с его же плюсами (наличием видеосъемки, поворотным монитором, режимом живого вида). Поскольку у D3000 всего этого нет – возникает парадоксальная ситуация, что у него нет и сопутствующих минусов. А по базовой фотофункциональности придираться особо не к чему.
Кроме того, все познается в сравнении. Многие недостатки D3000 проявляются не сами по себе, а именно по отношению к D5000. И вовсе не обязательно они будут минусами в сравнении с младшими зеркалками других производителей (например, отсутствие коррекции ХА или скорость серийной съемки).
Плюсы
Минусы
Вопрос, который мне часто задают – "есть ли смысл перейти на эту модель с моего нынешнего аппарата?" Применительно к Nikon D3000 я бы ответил так.
Не думаю, что нынешним пользователям Nikon D40/D60 стоит апгрейдиться до D3000. Если уж им не хватает уровня D40/D60, если они чувствуют, что возможности фотоаппарата стали сдерживать их рост – тогда надо рассматривать D5000, как минимум. Если уж апгрейдиться, то повыше.
Для всех же остальных, впервые приходящих в «зеркальный мир», Nikon D3000 – хорошая стартовая ступенька.